Нарушение речи у ребенка. Причины нарушения речи у ребенка
Основные причины нарушения речевого развития
Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко.
Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Это могут быть различные патологии в период внутриутробного развития (наиболее грубые дефекты речи возникают при воздействии неблагоприятных факторов на сроке от 4 недель до 4 месяцев беременности), токсикоз, несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, наследственные факторы и др.
Поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов, различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга, и т. д.). Не последнее место занимают неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности детей, нарушениям их эмоционально-волевой сферы и дефициту речевого общения.
Родителям необходимо обращать внимание на развитие у малыша потребности говорить. Часто при общении с маленьким ребёнком взрослые стараются понять и выполнить его просьбы, не дожидаясь, пока тот попытается их высказать.
В зависимости от продолжительности воздействия неблагоприятных факторов и от того, какой участок мозга повреждён, возникают речевые дефекты различного типа. Проблемы с речью могут быть лишь одним из проявлений общего нарушения деятельности нервной системы и сопровождаться интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
В настоящее время расстройства речи изучены очень хорошо и многие из них успешно исправляются. Главное — надо вовремя обратиться к специалисту, чтобы своевременно диагностировать их и понять: нарушение речи является единственной проблемой или это следствие других серьёзных заболеваний (аутизма, нарушения слуха, работы центральной нервной системы, отклонения в интеллектуальном развитии и т. д.).
Родителям, обеспокоенным задержкой речи у ребёнка или её нарушением, очень трудно понять, насколько серьёзна проблема у их малыша, что надо делать. Как правило, они надеются, что всё пройдёт само, и упускают драгоценное время.
Основные виды речевых нарушений
Речевые нарушения можно разделить на четыре основных вида:
• нарушение звукопроизношения;
• нарушение ритма и темпа речи;
• расстройства речи, связанные с нарушением слуха;
• недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.
Нарушение звукопроизношения
Наиболее распространённым нарушением звукопроизношения является дислалия, при которой наблюдается либо отсутствие некоторых звуков (ребёнок пропускает их в словах), либо их искажение (малыш неправильно их произносит), либо замена одного звука другим.
Дислалия бывает функциональной и механической.
При функциональной дислалии не отмечается нарушений строения речевого аппарата (челюстей, зубов, нёба, языка). Она наблюдается в период, когда происходит процесс усвоения звуков. Функциональная дислалия может возникнуть из-за общей физической ослабленности ребёнка вследствие различных соматических заболеваний (особенно в период активного формирования речи), задержки психического развития (минимальные мозговые дисфункции), задержки развития речи, нарушения фонематического восприятия, ограничения общения, подражания неправильной речи. В этом случае необходимо развивать умение слушать звуки, активно общаться с ребёнком. Эффективной может быть гимнастика для укрепления мышц языка.
При механической дислалии нарушение звукопроизношения обусловлено анатомическими дефектами органов артикуляции, такими как неправильное строение зубов, отсутствие резцов или их аномалии, дефекты прикуса, патологические изменения языка (слишком большой или слишком маленький язык), укороченная уздечка.
Реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленные губными аномалиями, так как врождённые дефекты (деформации) исправляются хирургическим путём в раннем возрасте. Если есть анатомические дефекты, необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.
Дислалия может развиться и при общении с детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Оказывает влияние пребывание в двуязычном окружении, а также отношение взрослых к неверному произношению (многие из них не корректируют речь ребёнка, считая, что через какое-то время он сам научится говорить правильно).
Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны недоразвитием фонематического слуха (ребёнку трудно различать звуки, близкие по акустическим признакам: ш—ж, с—з и т. д.), снижением физического слуха, недостаточным умственным развитием.
Но необходимо отличать сложные дислалии от других похожих нарушений, при которых может наблюдаться боковое произношение многих фонем, отмечается появление излишней слюны в момент речи, ребёнку трудно удерживать язык в нужной позиции продолжительное время, изменена подвижность языка, сила и точность движений.
Более серьёзным нарушением звукопроизношения, возникающим вследствие органического поражения центральной нервной системы, является дизартрия. При дизартрии страдает не только произношение отдельных звуков. У таких детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. В речи прослеживается нечёткое, смазанное звукопроизношение, голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен, речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Причинами возникновения дизартрии являются различные неблагоприятные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).
Это нарушение может наблюдаться в тяжёлой форме (в рамках детского церебрального паралича), либо в лёгкой, так называемой стёртой форме дизартрии (дизартрический компонент). Дети с таким диагнозом получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях. В более лёгкой форме прослеживаются нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также звукопроизношения — речь понятна для окружающих, но нечёткая.
Дети со стёртыми формами дизартрии не всегда сразу обращают на себя внимание, но их можно отличить по некоторым особенностям. Они неразборчиво произносят слова, плохо едят, отказываются жевать твёрдую пищу, так как им трудно это делать (таких детей необходимо постепенно приучать пережёвывать твёрдую пищу, — это будет способствовать развитию мышц языка и щёк). Многие навыки, требующие точных движений различных групп мышц, затруднены, поэтому необходимо их развивать. Обучение ребёнка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.
Малышу надо освоить полоскание рта. Для этого необходимо сначала научиться надувать щёки и удерживать воздух, а потом перемещать его из одной щеки в другую; втягивать щёки, при этом рот открыт и губы сомкнуты.
Необходимо развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Надо учить ребёнка застёгивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребёнка. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различные пособия - шнуровки.
Дети с данным нарушением испытывают затруднения в изобразительной деятельности. Поэтому необходимо научить их правильно держать карандаш, регулировать силу нажима при рисовании, пользоваться ножницами.
Также отмечаются трудности при выполнении физических упражнений, танцах. Детей учат удерживать равновесие, стоять и прыгать на одной ноге, соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Родителям необходимо знать, что если не начать коррекционную работу вовремя, в дальнейшем это может привести к нарушениям чтения (дислексии) и письма (дисграфии). Для скорейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.
Хотелось бы остановиться ещё на одном нарушении звукопроизношения речи — ринолалии, главным отличием которого является присутствие назального оттенка голоса. Носовой оттенок речи (гнусавость) возникает, когда струя выдыхаемого воздуха почти полностью проходит через нос. При этом нарушается звукообразование, которое зависит как от деятельности мышц мягкого нёба, глотки и языка, так и от деформации твёрдого нёба (расщелины), альвеолярного отростка, неправильного расположения зубов (при наличии расщелины губы), от нарушения формы крыла носа (ноздрей).
На возникновение расщелин влияют генетические факторы — неблагоприятная наследственность (наличие расщелин у прямых или косвенных родственников); биологические — заболевания матери во время беременности (грипп, ОРВИ, паротит, токсоплазмоз); химические — контакт с вредными веществами (ядохимикатами, кислотами); плохое состояние окружающей среды; влияние алкоголя, никотина, наркотиков; бесконтрольный приём лекарственных препаратов, в частности перенасыщение организма плода витамином А и препаратами группы кортизонов.
Обычно уже в раннем возрасте проводят коррекцию этого нарушения с помощью хирургического вмешательства. В основном логопедические занятия начинают сразу после пластической операции нёба.
Нарушение ритма и темпа речи
Остановимся на одном из наиболее часто встречающихся видов нарушения ритма и темпа речи — заикании. Это расстройство характеризуется судорожным спазмом речевых мышц. Оно проявляется в двух формах — так называемое заикание развития и реактивное заикание.
Заикание развития обычно отмечается в раннем детстве, когда ребёнок ещё недостаточно хорошо говорит, у него плохо сформирована артикуляция языка, губ и щёк. И если малыша в этот период учат произносить трудные слова (сковорода, снеговик, милиционер и т. д.), он может начать заикаться.
В основе возникновения такого заикания лежит перевозбуждение речевых зон мозга. Поэтому первой мерой, направленной на восстановление нормальной речи, должен стать «режим молчания» в течение 7—10 дней. Надо постараться исключить все виды эмоционального воздействия, полностью ограничить речь ребёнка, общаться шёпотом и до минимума сократить разговоры с малышом. Иногда это помогает, но в некоторых случаях расстройство оказывается довольно стойким.
Как только у ребёнка возникло заикание или что-то похожее на него (малышу трудно начать говорить, он затрудняется произносить сложные слова, повторяет один и тот же слог и т. д.), надо обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания.
Реактивное заикание (развивается как реакция на какое-то сильное воздействие) чаще всего бывает следствием испуга, психической травмы (тяжёлые конфликты в семье) или истощающих длительных болезней.
Заикаться начинают дети с ослабленной нервной системой, у которых есть предрасположенность к данному нарушению речи (заикание у близких родственников). У таких детей часто отмечаются признаки невротического состояния: плохой аппетит, беспокойный сон, ночные страхи, недержание мочи и т. д.
Заикающийся ребёнок обязательно должен находиться под наблюдением невропатолога. Ему необходима как медицинская, так и логопедическая помощь. Главное — не фиксировать внимание малыша на данном дефекте, не передразнивать его и не повторять за ним неправильно произнесённые слова. Ваша задача — научить его говорить медленнее. Скорее всего, ребёнок торопится не только говорить, поэтому надо нормализовать весь двигательный режим малыша, используя спокойные игры. Обстановка в семье также должна быть ровной, спокойной.
Родителям надо помнить, что если ребёнок легко возбудим, плаксив, беспокойно спит и тому подобное, не следует слишком много читать ему, рассказывать длинные сказки, торопиться учить трудным словам и сложным фразам. Особенно это относится к детям, которые имеют речевые нарушения, допустимые для данного возраста. На фоне неотработанной артикуляции обилие новых слов легко приведёт к «срыву» нервной деятельности. Иными словами, уровень развития речи должен соответствовать уровню развития малыша в целом. Когда этого не происходит, появляется риск возникновения заикания.
Следует иметь в виду, что заикание после лечения может возобновиться. Существуют возрастные периоды, в которые начало заболевания или его возобновление наиболее вероятны (от 2 до 6 лет). Причины рецидива те же, что и причины, первоначально вызвавшие заикание: конфликты в семье, переутомление, ослабляющие организм инфекции. Следовательно, возобновление заикания может быть предупреждено, если окружающие люди постараются создать для ребёнка спокойную обстановку.
Расстройства речи, связанные с нарушением слуха
Уже на первом году жизни можно самим сделать выводы об уровне речевого развития ребёнка. Следует обратить внимание на гуление'. если в 3—4 месяца оно не усложняется и не переходит в лепет, а постепенно угасает, — это может свидетельствовать о серьёзных нарушениях слуха. Как можно скорее надо обследовать слух ребёнка, обратиться к отоларингологу, сделать аудиограмму.
Как проверить слух ребёнка в домашних условиях?
Наиболее простым методом проверки слуха является исследование его с помощью шёпотной и обычной разговорной речи. Находясь на расстоянии 5—6 метров от малыша (он к вам спиной), произнесите шёпотом хорошо знакомые ему слова. Дети, имеющие полноценный слух, обычно улавливают шёпот. Если ребёнок не слышит на таком расстоянии, надо постепенно приближаться к нему до тех пор, пока он не сможет повторить все сказанные вами слова.
В процессе обследования необходимо учитывать общее состояние малыша: утомляемость, внимание, готовность к выполнению задания. Уставший ребёнок легко отвлекается, не воспринимает смысла поставленной перед ним задачи и может дать неточные ответы. В случае, когда кроха ещё не владеет устной речью и не понимает словесных указаний, можно использовать звучащие (бубен, свисток) и озвученные (птичка, лающая собачка и др.) игрушки.
Если ребёнок не слышит шёпота, отойдите от него на прежнее расстояние и произнесите другие знакомые ему слова голосом обычной разговорной громкости. Этим способом удаётся установить, на каком расстоянии малыш слышит нормальную речь. Заподозрив, что он плохо слышит, следует обратиться к врачу-отоларингологу. Если ребёнок раннего возраста слышит речь обычной разговорной громкости на расстоянии 3—4 метров (то есть физический слух в норме), можно помочь развитию его речи в домашних условиях (19).
При нарушении слуха наибольший положительный эффект даёт ранняя коррекционная работа. Если малышу показан слуховой аппарат, его необходимо использовать — с помощью аппарата речь сможет развиваться достаточно успешно. Разговаривать с малышом надо неторопливо, так, чтобы у него была возможность видеть ваше лицо, мимику, артикуляцию во время произнесения вами слов — это будет развивать умение читать по губам.
Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи
Существует нарушение речевой деятельности — алалия, которое может возникнуть вследствие позднего созревания нервных клеток речевой зоны левого полушария или в результате раннего поражения этих клеток при инфекциях, интоксикациях, родовых травмах, вскоре после рождения. Существует моторная алалия, когда плохо развита речь ребёнка, и сенсорная, когда нарушается понимание речи других людей. Чаще всего встречается смешанная форма алалии с преобладанием моторных или сенсорных нарушений. Речь детей, страдающих алалией, развивается поздно, запас слов пополняется медленно, они не изменяют слова по числам, падежам, отсутствуют связки слов в предложении, поэтому в 7—8 лет ребёнок говорит как 2—3-летний малыш («Катя гуляет садик»). Им трудно даётся последовательность произнесения звуков, поэтому они плохо читают и плохо понимают прочитанное. У таких детей недостаточно развита как общая моторика (они малоподвижны, неловки, медлительны), так и движения пальцев рук.
При данном диагнозе очень эффективны занятия по логоритмике, упражнения на развитие тонко координированных движений рук (примеры таких заданий мы приводим далее). В работе с такими детьми должны принимать участие не только логопед, но и психолог, дефектолог, психоневролог и другие специалисты (ЛФК, массаж).
Если же речь уже была сформирована, но оказалась утрачена из-за очагового поражения речевых зон головного мозга, то можно говорить ещё об одном речевом нарушении — афазии. Даже очень тяжёлая форма этого нарушения проходит у детей сравнительно быстро, если устранена основная причина расстройства речи — удалена опухоль мозга, рассосалось кровоизлияние после травмы и т. д.
Важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие их мышечной напряжённости, формирование умения чувствовать и контролировать их движения.
По отношению к детям раннего возраста (до 5 лет), которые осваивают речевые навыки в более поздние сроки, специалисты часто используют диагноз ЗРР (задержка речевого развития). Этот диагноз может ставиться как самостоятельный, так и быть признаком какого-то серьёзного нарушения. Чтобы понять это, необходимо иметь представление о возрастных особенностях развития речи, которые будут рассмотрены далее.
Когда необходимо обратиться за помощью к специалистам
К концу первого года жизни при сохранном слухе у ребёнка начинает развиваться понимание речи. Если этого не происходит, то есть малыш не включается в работу по подражанию действиям и речи взрослых, не активен в занятиях с игрушками, то можно заподозрить недоразвитие интеллекта.
В данном случае больше будет страдать смысловая сторона речи, поэтому основная помощь должна быть направлена на развитие познавательных интересов.
Если у ребёнка в 2 года нормальный слух, а речь не развита, ему необходимо активное общение со взрослыми посредством жестов и любых звуков, и тогда в ближайшем будущем у малыша должны будут появиться слова.
Ребёнку 2 года 7 месяцев, а он ещё не говорит? Надо начинать специальные занятия, чтобы сформировать потребность в разговоре. В этом возрасте, если у малыша есть проблемы с речью, его необходимо показать специалистам и обследовать.
Взрослым ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка за то, что он испытывает те или иные затруднения в процессе речевого общения, так как это может вызвать страх перед необходимостью говорить, боязнь допустить ошибку. Малыша надо поощрять и поддерживать малейшие попытки пользоваться словами. Следует специально создавать такие ситуации, при которых кроха вынужден будет что-либо говорить.
Если при сохранном слухе и нормальном интеллекте к трём годам у ребёнка отсутствует фразовая речь или он использует неправильные предложения, можно говорить о системных нарушениях речи (в понимании значения слов, их изменении, применении).
Речь таких детей лучше развивается в процессе какой-либо деятельности, поэтому надо проводить совместные игры, привлекать малыша к труду по дому, читать ему простые по содержанию книги, давать комментарии всему, что видит и делает ребёнок. При общении с малышом надо использовать простые немногословные предложения, а слова для повторения должны употребляться в разных падежных формах.
Если у четырёхлетнего малыша звукопроизношение значительно отстаёт от нормы, то есть в речи присутствуют многочисленные замены: вместо шипящих произносятся свистящие (ш—с, ж—з, щ—с), звук р заменяется на л, ль или й, замены твёрдых согласных соответствующими мягкими, — это свидетельствует о нарушении фонематического слуха и, соответственно, о необходимости проводить занятия с целью его развития.
Также может отмечаться искажённое произношение отдельных согласных звуков: р горловое; р одноударное (то есть произносимое без вибрации кончика языка); л двугубное, похожее на английское w; свистящие звуки с, з, ц, произносимые с просовыванием кончика языка между зубами.
Эти дефекты речи не являются возрастными и сами по себе не исчезнут, поэтому родителям не надо откладывать их исправление на более поздние сроки, чтобы не закреплять в речи неправильное произношение. Для постановки звука следует обратиться к специалисту, а помочь ребёнку выработать умение употреблять поставленный звук могут и сами родители. Первое время малыш в одних словах может произносить звук так, как надо, а в других — по-прежнему заменять его. Роль взрослых — поправлять малыша и просить повторить слово верно. При закреплении звука используются те слова, которые ребёнок произносит правильно.
К пятилетнему возрасту неразвитая связная речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас могут говорить о задержке психического развития (ЗПР).
Ребёнок с ЗПР нуждается в активизации познавательных интересов, для чего ему надо больше читать книг о природе, о животных, побуждать его к пересказу текстов.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что необходимо обращать внимание на проблемы, которые могут появляться уже на ранних этапах развития ребёнка. Если вашему малышу второй год, а он не лепечет, малоактивен, плохо идёт на контакт, мало эмоционален, — всё это должно насторожить родителей. Такого ребёнка надо показать неврологу, отоларингологу, логопеду, сделать ЭЭГ — электроэнцефалографию головного мозга, если необходимо — аудиограмму для проверки слуха. Лучше предупредить те проблемы, которые могут возникнуть впоследствии, чем с ними столкнуться.
Предварительный просмотр:
Консультация логопеда для родителей детей 3-4 лет
«Если ваш ребёнок плохо говорит…».
Логопед Никифорова Т. С.
22.05.2013г.
Содержание:
- Причины нарушения речи у детей. Развитие речи в норме. Советы логопеда. Ответы на вопросы родителей.
Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.
Все родители, поняв, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи, стремятся узнать, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов.
- Внутриутробная патология.
Это проблемы, которые возникают во время беременности. Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребёнка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К ним относятся:
- Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга плода). Причины её могу быть разными: токсикоз, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, хронические заболевания матери. Инфекционные заболевания матери во время беременности: краснуха, грипп, скарлатина, корь и т. д. Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьёзные отклонения в развитии ребёнка (глухоту, слепоту, умственную отсталость, порок сердца). Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота) могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам. Несовместимость крови матери и плода. Нарушение сроков вынашивания – недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель). Курение. Алкоголь и наркотические вещества. Приём лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать. Работа на вредном производстве, где повышаются физические нагрузки, или есть контакт с химическими активными вредными веществами, или происходит воздействие различных видов излучения. Стресс, который испытывает будущая мама.
2. Наследственная предрасположенность.
По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, дефекты строения твёрдого и мягкого нёба и даже заикание. Если один из родителей начал говорить поздно, подобные проблемы могут возникнуть и у ребёнка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключить такую возможность нельзя.
3. Неблагоприятные роды и их последствия.
- Родовые травмы. Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповиной. Малая масса тела ребёнка (менее 1500г.)
4. Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.
- Инфекционно-вирусные заболевания могут вызвать снижение или потерю слуха. Травмы и ушибы головного мозга. В результате ребёнок может перестать говорить. Травмы лица. Мешают ребёнку научиться правильно произносить звуки и слова. Длительные простудные заболевания. Приём некоторых антибиотиков приводит к снижению слуха. Сильный испуг или стресс.
Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми. Речь ребёнка задерживается и нарушается в отсутствие эмоционального положительно окружения.
Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечёткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Такой может быть речь близких людей или, например, речь, услышанная в телевизоре. Сейчас достаточно много ведущих программ, комментаторов и даже дикторов имеют нарушения речи.
Каковы же нормы развития речи ребёнка 3-4 лет?
За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и имеет определенный практический опыт действия с различными предметами.
Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребёнка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу. Например, показывает на собаку, изображённую на картинке и на собаку за окном.
К четырем годам активный словарь ребёнка, т. е. слова, которые он употребляет в речи, составляет примерно 2000 единиц. Есть ещё пассивный словарь. Это слова, значение которых ребёнок знает, но в речи не употребляет. Он начинает чаще использовать местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два). Если раньше ребёнок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).
Но само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы он параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. И хотя достижения ребёнка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос), неправильное образование некоторых грамматических форм (много карандашов). Не всегда верно ребенок употребляет слова (у меня ручки засохли, надо свет потушать).
Четвёртый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными.
К четырём годам на вопросы взрослых ребёнок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3—4 и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчетливее произнесение слов и звуков. Звуковое несовершенство речи объясняется возрастом и физиологическими особенностями. Ребёнок четвёртого года жизни хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков (сова, лиса, коза, зима, цыпленок), но в то же время может опускать их в других словах: нег (снег), котёль (костёр), вонок (звонок). Некоторые дети не различают звуки С и Ц: светы вместо цветы, сапля вместо цапля.
В этом возрасте ребёнок еще не всегда может верно произнести шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ и часто заменяет их свистящими: каса (каша), нозык (ножик), клюц (ключ). Сонорные Р, РЬ, Л ребёнок может заменять звуком ЛЬ, реже Й: лябота (работа), лека (река), юля (юла), лямпа (лампа), каяндас (карандаш), устай (устал), при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трехсложных словах, т. е. слова не коверкает. Но затрудняется в произнесении многосложных слов, заменяет или пропускает отдельные звуки, переставляет слоги, укорачивает слова. Например: «лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин, «тевелизол» — телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета» — конфета. Голосовой аппарат ребёнка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.
Делаем вывод, что к четырём годам ребёнок может не произносить звуки Р, РЬ, Л. Не всегда произносить шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Поэтому не стоит требовать от ребёнка их правильного произношения. Но к пяти годам все звуки русского языка должны произноситься правильно. Если этого не произошло необходимо обратиться к логопеду.
В нашем детском саду работают два логопеда. Мы обследуем всех детей четырёхлетнего возраста. Если ребёнок к пяти годам говорит неправильно, то его представляют на ПМПК, которая решает, будет ли ребёнок посещать логопедическую группу. В логопедическую группу принимаются дети, которым на 1 октября исполнилось пять лет и у них сохранен интеллект, но если ребёнок не говорит или говорит совсем мало и непонятно, то его можно представить на ПМПК и раньше.
Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Поэтому необходимо выбирать игры, которые совершенствуют внимание ребёнка, его память, мышление, воображение. Используйте игры с подражанием голосам животных, с совместным проговариванием потешек, прибауток, напеванием колыбельных.
Напомню, что речь формируется по подражанию. Родителям необходимо контролировать собственную речь, обращаться к ребёнку с адекватными просьбами и не требовать от него невозможного.
Нужно побуждать ребёнка к речи, выслушивать его высказывания, играть в совместные игры. Если ребёнок плачет и хочет поделиться своей бедой, следует не только пожалеть его, но и дать возможность рассказать, что случилось. Надо поощрять не только речевую активность ребёнка, но и учить его слушать взрослого.
Советы логопеда
- Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.
Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую. Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим. Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно. Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать. Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами. Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме. Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть. Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми. Каждый человек ценен индивидуален.
После взрыва в жилом доме в Москве к медикам обратились 16 человек
В пятницу в Москве снова будет тепло и солнечно
Воздух в течение дня прогреется до +8 градусов
Бен Карсон поддержит в предвыборной гонке Дональда Трампа
После того, как нейрохирург-республиканец снял свою кандидатуру, у миллиардера осталось три соперника
Керри похвалил премьера Канады за «великодушие и храбрость»
Порошенко: «Я ненавижу воевать с Россией»
Порошенко обещал «мирно вернуть Донбасс» за год
Из-за сообщения о бомбе в аэропорту Якутска задержаны шесть рейсов
МЧС: Версия о взрыве бытового газа в жилом доме в Москве «сама собой отпадает»
Судмедэкспертиза: Михаил Лесин умер от удара тупым предметом по голове
Экс-глава холдинга «Газпром-медиа» и бывший министр печати России скончался в Вашингтоне 6 ноября прошлого года
Столичные власти помогут пострадавшим при взрыве в жилом доме
Задержка речи у ребёнка
Отставание в развитии речи
Если ребёнок до двух лет не начинает активно осваивать новые слова, а ограничивается лишь несколькими известными ему словами, то можно сделать вывод об определённом отставании его речевого развития .
Вот как это может выглядеть.
Андрейке два с половиной года, это весёлый, подвижный и общительный мальчик. Но говорит он всего три слова («мама», «папа» и «блюблю», что означает «люблю»), а ещё от нескольких слов он произносит отдельные звуки, как правило, начальные, которые члены семьи обычно понимают. В основном же Андрейка общается не очень членораздельными звуками и жестами: например, он показывает на колбасу и мама тут же делает ему бутерброд. В свои два с половиной года Андрейка ещё не проявляет никакой активности в освоении речи, а продолжает запоминать слова пассивно, как делал это и раньше. В его поведении нет ничего, хотя бы отдалённо похожего на первые вопросы.
В целом то, как он общается, напоминает развитие речи у детей в возрасте около полутора лет - пока перелом в освоении речи ещё не произошёл. Особенно бросается в глаза практически полное отсутствие комментирующей речи - он играет молча, никак не комментируя своих действий (например, даже не говорит «пиф-паф», стреляя из игрушечного пистолета) и только имитируя в игре колыбельную песенку («бай-бай»).
При этом Андрейка довольно хорошо воспроизводит в игре различные действия: подстригает ножницами и машинкой волосы куклам, укладывает мишку спать, укрывает одеялом и поёт ему песенку. Он умеет прощаться с гостями (провожает, помогает подать пальто, целует в щёчку, машет ручкой), умеет сам пользоваться пультом от телевизора, сам вставляет ключ и заводит машинку. Знает (т. е. узнаёт) и несколько букв, которые «изучает» с мамой.
Ситуация речевого развития Андрейки в значительной мере определяется тем, что мама очень мало разговаривает с ним. Это не значит, что она с ним не занимается - она его учит (например, тому, как называются изображённые на картинках предметы, тому, что нельзя лазить в чужие карманы и сумки, брать чужие вещи и тому подобное), старается, чтобы он «общался» на прогулке с другими детьми, читает ему несколько одних и тех же книжек («Красная Шапочка», «Золушка», «Спящая Красавица» и ещё одна или две сказки). Причём, почитав ребёнку книжку, её туг же убирают от него, чтобы он её не помял.
Ни мама, ни кто-либо другой из взрослых с ребёнком практически не играют.
Полностью отсутствует комментирующая речь взрослых - ребёнок что-то делает, а мама либо не обращает на него внимания, либо просто смотрит и ничего не говорит, либо, не произнося ни звука, останавливает его.
Поведение Андрейкиной мамы говорит о том, что мама не испытывает никакой радости от этого общения и делает только то, что считает нужным: учит его названиям предметов, учит себя вести и так далее. В этом случае Андрейке эмоционально заражаться нечем.
В целом складывается впечатление, что постоянное молчание мамы (а больше всего времени с Андрейкой проводит именно она) загасило возникавшую было речевую активность в самом зародыше, не дав ей как следует проявиться.
Но вот когда мальчику пошёл третий год, взрослые начали беспокоиться и учить его словам «по книжке». Мама или бабушка показывали картинку и называли то, что на ней нарисовано, прося ребёнка повторить. А тот «почему-то» не повторял, демонстрируя полную неэффективность попыток просто учить маленького ребёнка словам, не включённым в контекст его жизни.
Дело в том, что такой способ обучения годится, хотя и с оговорками, для детей более старшего возраста, например, для первоклассников, изучающих иностранный язык. Малышам же такое обучение либо не даёт совсем ничего, либо приводит их к тому, что они запоминают некоторое количество отдельных слов, но в речи их всё равно не употребляют, а в лучшем случае воспроизводят, когда видят ту же картинку.
Главный «двигатель» освоения речи - это радость говорения, которой малыш заражается от близких взрослых. Причём очень важно, чтобы слова связывались с конкретными бытовыми ситуациями и действиями - только в этом случае звучание слова соединяется с его смыслом.
Помимо «обучения по картинкам» родители, обеспокоенные отставанием развития речи своего сына или дочери, нередко прибегают к искусственному созданию «ситуации непонимания» - делая вид, что не понимают экспрессивные жесты малыша, и надеясь, что это подтолкнёт его к освоению слов. Этот способ лучше, чем обучение по картинкам, но он плодотворен лишь в том случае, если дополняется радостью разговора и постоянной комментирующей речью взрослых, - иначе говоря, он даёт эффект в качестве вспомогательного приёма, а никак не основного.
Вот ещё один пример нарушенного речевого развития, спровоцированного самими родителями:
Ники три с половиной года. Он практически не говорит, часто вообще не слышит маму и бабушку. Ники плохо понимает обращенную к нему речь, например, на просьбу папы: «принеси яблоко со стола» - приносит стакан. Но мальчик оживляется сразу, как только включают телевизор, - он бурно радуется, подбегает к телевизору и начинает произносить разные звуки. Иногда он очень быстро воспроизводит целые фразы рекламы: «Ням-ням Микоян!», «Нескафе! Кафе классик!».
Что же к этому привело? Родители рассказали, что в семь-восемь месяцев, когда Ники только начал ползать, его вместе с сестрёнкой (она на полтора года старше) оставляли в комнате с включённым телевизором, а мама занималась другими делами. Таким образом, с ребёнком «сидел» телевизор. Взрослые радовались, считая, что ребёнок очень умный, раз в таком возрасте ему нравится смотреть телевизор. И вместо запечатления образа родителей и эмоциональной «настройки» на них у Ники произошла «настройка» на телевизор.
Что делать, если развитие речи у вашего ребёнка запаздывает?
По сути, делать надо всё то же самое, что и для развития речи в благополучной ситуации, но только более интенсивно.
Во-первых, надо играть с малышом в простейшие ролевые игры с игрушками («еда», «укладывание спать», «гости» и так далее) и проговаривать за кукол, что они делают и что говорят.
Во-вторых, всем взрослым, когда они находятся с малышом или что-то делают вместе с ним, надо все свои действия сопровождать речью, т. е. постоянно проговаривать вслух, что они делают и что собираются делать.
В-третьих, надо как можно чаще разговаривать с малышом - обращаться к нему, спрашивать его о чём-то и даже отвечать за него («так ты думаешь, что папа скоро придёт, да?»).
При этом ни в коем случае не надо «подгонять» ребёнка и требовать, чтобы он заговорил, ибо в этом случае вы можете спровоцировать в нём неуверенность в себе.
Особые случаи задержки речевого развития
Бывают случаи, когда мама много разговаривает с малышом и вообще всё делает «правильно», а ребёнок - обычно мальчик - всё равно отстаёт по развитию речи от сверстников. Это может быть связано с неравномерностью развития различных психических функций. Например, ребёнок в два с половиной года намного лучше сверстников бегает и катается на лыжах, но при этом ещё не говорит. В такого рода случаях через какое-то время ребёнок довольно быстро проходит путь от момента начала активного освоения речи к первым несовершенным предложениям.
Развитие речи может серьёзно запаздывать и в случае сильного эмоционального шока на первом или втором году жизни. Например, начавший говорить малыш может прекратить все попытки разговаривать, если он вдруг теряет родителей или если происходит какое-то другое катастрофическое изменение его жизни. В этом случае необходимо прежде всего работать с последствиями эмоционального шока, и здесь вам будет необходима помощь психолога.
Наконец, задержка развития речи может быть проявлением общего отставания развития - в силу длительных и тяжёлых заболеваний в младенческом возрасте или нарушений развития мозга.
Во всяком случае, если вы много разговариваете с малышом, играете с ним, поёте ему песенки, читаете и рассматриваете с ним книжки, а он в речевом развитии сильно отстаёт от сверстников, вам имеет смысл проконсультироваться и с педиатром, и с детским психологом.
Речь-клише
Не очень успешное речевое развитие может проявляться не только в том, что малыш начинает говорить намного позже сверстников и говорит очень мало, но и в складывании у него особой клишированной речи, т. е. в формировании привычки воспроизводить одни и те же готовые фразы и подменять ими процесс активного построения высказывания.
Есть дети, у которых такая «клишированная» речь развивается очень ярко и отчасти заменяет собой нормальную ситуативно-бытовую речь. Такие дети обычно очень общительны и могут казаться весьма разговорчивыми, но их «разговорчивость» основывается не на развитии умения говорить
(т. е. выражать словами свои чувства, желания, впечатления и мнения), а на запоминании и воспроизведении чужих готовых фраз - привлёкших их внимание высказываний родителей или фраз из мультиков или телерекламы. Например, четырёхлетний Тимур любит подбегать к другим детям и гордо сообщать им: «я - суперкабан!», но при этом не умеет играть ни в какие ролевые игры.
Клишированная речь отчасти заменяет обычную - вместо того чтобы сложить свою фразу, малыш повторяет звучную чужую (часто к радости взрослых). Но при этом ребёнок не учится строить своё высказывание и вскоре начинает резко отставать по развитию речи от сверстников.
Дети, с которыми мало разговаривают, но которые много смотрят телевизор, иногда начинают без разбора воспроизводить отдельные фразы из мультиков или даже из рекламы. Это может выглядеть очень забавно, и взрослые, вольно или невольно, часто поощряют ребёнка к этому. Но такое повторение засоряет формирующееся сознание малыша и тормозит развитие и собственной речи ребёнка, и его мышления.
Развитие комментирующей речи
Человеческая речь - это средство общения. Но не только. Одновременно она является ещё и средством мышления, самоорганизации и управления своим поведением.
Владея речью, мы можем ставить цели и достигать их, несмотря на разного рода препятствия. Можем намечать план действий и осуществлять его. Можем осознавать встретившиеся трудности и искать способ их преодоления. Можем приказывать себе сделать то, что нам неприятно, и выполнять свой приказ.
Путь к освоению всех этих умений начинается с комментирующей речи, т. е. с речевого сопровождения действий, с простого называния того, что мы делаем, в момент самого действия.
Первое. Комментирующая речь является важным шагом не только в развитии мышления ребёнка, но и в освоении умения действовать целенаправленно и преодолевать трудности.
Второе. Если мама и другие взрослые члены семьи достаточно много разговаривают с малышом, но не играют с ним и не называют словами ни свои действия, ни действия ребёнка, то при нормальном общем речевом развитии у него может совсем не сложиться комментирующая речь и он будет отставать от сверстников по умению думать, преодолевать препятствия и достигать цели.
Первые попытки рассказа
Наша способность к речевому общению многослойна. В предшествующих главах мы уже говорили о самых первых, доречевых её уровнях - непосредственно-эмоциональном и экспрессивно-знаковом общении. Далее идёт ситуативно - бытовая речь, которую большинство детей осваивает, хотя бы в первом приближении, в период от полутора до трёх лет.
Ситуативно-бытовая речь - это умение объясняться в простейших бытовых ситуациях, т. е. связно выражать словами свои желания, впечатления и мнения, понимать высказывания других людей и адекватно на них реагировать.
Освоив этот уровень, ребёнок может высказывать свои желания и поддерживать элементарный диалог с другим человеком. Но развитие речи на этом не заканчивается. Следующий уровень — это освоение умения связно рассказывать. Если речевое развитие вашего малыша идёт успешно, то параллельно с развитием бытовой речи его можно понемногу учить и умению рассказывать.
Рассказывание предполагает умение определённым образом упорядочивать свой опыт - последовательно переходить от одного события к другому, помнить, что было в начале, а что потом, и выстраивать причинно-следственные связи между событиями.
Чтобы научиться рассказывать, малыш должен, прежде всего, слушать рассказы - не только сказки и истории, но и рассказы взрослых, например, о том, что они сегодня делали и что делал сам малыш. Чуть позже стоит рассказывать, например, папе, о событиях дня вместе с малышом. Важную роль в освоении умения рассказывать играет и комментирующая речь - ведь она уже содержит зачаток рассказа, поскольку называет действия.
style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">
No comments:
Post a Comment